www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2004-2003

"РОМАНС НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ…" (24.11.2003)

"Телевидение. Радио"  24-30 ноября 2003 г.

Недавно в нашем городе прошел ставший традиционным Праздник романса "Петербургская осень". Его заключительный концерт состоялся во Дворце имени Ленсовета при полном зале. И в этом большая заслуга автора проекта и художественного руководителя - генерального директора агентства "Русская музыка", известной певицы Галины Ковзель. Именно ей Петербург во многом обязан возрождением в нем искусства романса, привлечением в этот жанр талантливой молодежи. Наш корреспондент взяла у нее интервью:

- Галина Петровна, расскажите, пожалуйста, о работе агентства "Русская музыка".

- Наше агентство было создано в 1998 году. За минувшее время проведено около 200 концертов в лучших залах Санкт-Петербурга, среди которых 18 гала-представлений в Большом концертном зале "Октябрьский". В 1998 году зрители впервые увидели мастеров русского романса, собравшихся вместе на одной сцене "Октябрьского". Это было прекрасное зрелище. Когда праздник завершился, появилось много теплых отзывов, пошли звонки от молодых слушателей, спрашивавших: куда можно обратиться и где представить свое творчество. Сам праздник стал стимулом того, чтобы одаренная молодежь захотела и смогла петь романсы. Так возникла идея конкурса молодых исполнителей.

Ведь именно в Петербурге в 1911 году впервые состоялся подобный конкурс. Он проходил в театре "Пассаж" и стал событием в культурной жизни города. Победительницей в тот год была Мария Каринская.

Наш конкурс "Весна романса" зарегистрирован в Комитете по культуре и является ежегодным городским смотром молодых певцов. Он проводится по двум номинациям: "Молодые исполнители" и "Авторы современного романса". Впервые этот конкурс состоялся в 1999-2000 годах. Во время отборочных туров мы устраивали мастер-классы. Многие ребята обладают хорошими вокальными и внешними данными, но не знают истории и специфики жанра, тем более что романс не часто звучал в концертных залах. Он был фактически "в изгнании" до 1960-х годов теперь уже прошлого столетия. Галина Карева, Рубина Калантарян, Валентин Баглаенко, Валерий Агафонов, Алла Баянова дали ему новую жизнь в нашем городе в 60-80-е годы.

Среди членов жюри конкурса "Весна романса" - известные исполнители, композиторы и поэты. Председатель жюри - прославленный композитор Андрей Петров. Отборочные туры проходят в Театре Эстрады, а финал и гала-концерт - обычно в "Октябрьском". После конкурса "Весна романса" многих исполнителей стали узнавать и приглашать на выступления. Это - Лариса Луста, Мария Людько, Зара, Галина Иванова, Елена Крицкая. У всех у них уже есть свои сольные программы. Лауреаты конкурса "Весна романса-2002" - Виктория Панкратова, завоевавшая "Гран-при" конкурса, Ольга Питериш, Ольга Широкова, Юлия Асоргина, Андрей Шамин, Ольга Ефремова.

- В конкурсе принимают участие только петербуржцы?

- Не только они: например, в 2002 году звание лауреата конкурса "Весна романса" получил Вячеслав Резниченко. Он приехал к нам из Таллина. Конкурс расширил свои рамки. Начали приезжать участники из других российских городов, из зарубежья. А мы, в свою очередь, ездили и в Москву, и в Таллин, и в Финляндию. Имена наших лауреатов теперь известны не только в России, но и за рубежом. В юбилейный год мы представляли отечественный романс в Финляндии, где нас снимало финское телевидение. К 300-летию города нами была проведена массовая акция "Мы-петербуржцы" (рисую, пишу и пою о Петербурге). В ней приняли участие две тысячи человек. Было выбрано 40 лучших песен, которые вошли в два аудио-сборника "Пою о Петербурге".

- Проводите ли вы концерты на предприятиях города?

- Одно из направлений нашей работы - связь культуры и промышленности. Выступления артистов и музыкантов на предприятиях - давняя добрая питерская традиция, и она не должна умереть. Если в цехе увидят и услышат пока неизвестного, но талантливого артиста, то потом, встретив его имя на афишах, пойдут и на его концерт. Мы сами должны воспитывать своего зрителя.

Романс в России всегда был в почете. Он "поется душой" в нем все оттенки человеческих страстей и поэтому любим публикой. На его вечерах всегда возникает контакт с публикой - своеобразная перекличка душ.

- Нужна ли вашему агентству помощь меценатов, городских властей или вы справляетесь сами?

- Конечно, нужна. Романс - жанр некоммерческий, потому и подготовка, и воспитание артистической молодежи - дело недоходное. Раньше организации поддерживали наши начинания: станкостроительный завод "Свердлов", движение "Воля Петербурга"… Теперь найти меценатов все сложнее. Кто-то вкладывает деньги в мероприятия сиюминутного характера, например, в разовый концерт какой-нибудь поп-звезды. Конечно, Комитет по культуре не отстранялся от наших начинаний. "Весна романса" входит в план городских мероприятий, однако эта помощь недостаточна. А без финансовой поддержки провести конкурс на достойном уровне довольно трудно.

И порой возникает вопрос: может, сегодня романс не нужен? Жаль, если он заглохнет: ведь в Санкт-Петербурге уже многое сделано для его становления. Сохранить романс - значит, сберечь драгоценную частицу русской и мировой культуры.

- Галина Петровна, на протяжении четырех лет вы были ведущей программы "Романс вчера и сегодня" на радио "Петербург". Но вот уже год, как она не выходит в эфир. Почему?

- Я получаю множество писем с таким же вопросом. Программа звучала в эфире с 1999 года. В ней рассказывалось и об истории романса, и обо всем новом в этом жанре. Одновременно с программой агентство "Русская музыка" проводило абонемент "Романс вчера и сегодня" в Театре Эстрады, представлявший собой цикл тематических концертов-встреч. Мы отмечали столетие Бориса Фомина, провели вечер памяти Изабеллы Юрьевой, Валерия Агафонова, ряд мероприятий был посвящен романсу 20-х годов прошлого века, романсу в эмиграции и послевоенному романсу. На эти концерты приглашались поклонники романса, его коллекционеры из Москвы, Прибалтики, Финляндии. Для меня была очень важна связь концертов абонемента и радио программы, которая давала возможность широкой аудитории слушателей узнать, что происходит в популярном жанре. Я с удовольствием вернулась бы к ведению этой программы. Все зависит от руководства ГТРК "Петербург".

Что касается меня, тоя приложу все усилия, чтобы вновь на высоком уровне прошел конкурс "Весна романса". Его отборочные туры будут проходить в Театре Эстрады и в агентстве "Русская музыка"

- Желаю успехов…

- Спасибо. Ваша газета всегда уделяла внимание "Русской музыке" и пропаганде прекрасного искусства романса…

Беседовала А. Петрова