www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2002-2001

"ГАЛИНА КОВЗЕЛЬ. С РОМАНСОМ И МОБИЛЬНИКОМ…" (23.10.2001)

"Смена» 23 октября 2001 г.          2 часть

В "Октябрьском" зале 28 октября в 18 часов начнется Праздник романса "Петербургская осень", который уже четвертый год подряд проводит агентство "Русская музыка". Предыдущие праздники собирали полные залы. Аншлаг ожидается и на сей раз. Ведь на сцене БКЗ будут собраны такие звезды жанра, как Людмила Сенчина, Борис Штоколов, Эдуард Хиль, Евгения Смольянинова, Игорь Скляр, Сергей Рогожин, "Цыганский двор" Владимира Устиновского, "Кавалер-дуэт" и другие. Романс в "Петербургской осени" будет показан во всем многообразии. Классическое направление представят Лариса Гергиева и солисты Академии молодых певцов Мариинского театра Мария Людько и Даниил Штода. Страничку юмора перелистают Елена Воробей-Лебенбаум с пародией на "новорусские" романсы и обладатель уникального контртенора Олег Безинских. Будет много молодых лиц, лауреатов конкурса "Весна романса" - Зара, Ольга Фадеева, Лариса Луста, Мария Людько, Галина и Олег Ивановы. Из Финляндии приедет ансамбль "Романтика", который возглавляет Елена Путина, из Эстонии - трио "Романс". Выйдут на сцену мэтр Андрей Петров и детский хор "Апрель" из Гатчины.

Проект "Петербургский романс" не имеет аналогов в России. Праздник в БКЗ поддержан Региональным общественно-политическим движением "Воля Петербурга", заводом "Свердлов", ТРК "Петербург", каналом "Мелодия". Благодаря их участию удалось сделать билеты доступными для всех слоев зрителей.

Эта хрупкая, очаровательная блондинка на сцене с гитарой в руках, исполняющая возвышенные романсы, может показаться нереальным, неземным существом. Но едва отшумели аплодисменты, и она уже с мобильником, превращается в сосредоточенного продюсера, бизнес-вумен, которая с помощью своих деловых друзей способна "проворачивать" такие крупномасштабные проекты, как конкурсы романса, где задействовано более ста человек. Певица Галина Ковзель и продюсер Галина Ковзель - как сосуществуют они в одном человеке?

- Я родилась и выросла в Омске, - вспоминает Ковзель. - Окончила музыкальную школу по классу гитары, а затем и Институт Инженеров железнодорожного транспорта. В Омске был популярен дуэт гитариста Александра Виницкого и молодой певицы Галины Саяпиной (моя девичья фамилия), три года мы выступали с программой "Встречи с гитарой и песней". Получив распределение в далекую Алма-Ату, где мне светила карьера научного работника, я накануне "взрослой жизни" решила поехать в Ленинград отдохнуть.

Здесь, бродя по Моховой, наткнулась на вывеску "Музыкальное училище". Зашла и попала на прослушивание. Евгений Федорович Ларионов оценил мою концертную программу по классу гитары: "Неплохо, неплохо. А вы, случаем, не поете под гитару?". Я запела. Получился импровизированный концерт, который с удовольствием слушали преподаватели, студенты. После аплодисментов мне посоветовали поступать в Театральный институт, что расположен в соседнем здании на Моховой, тем более, что в том году Исаак Штокбант набирал курс эстрады.

И она поступила к Штокбанту, причем довольно легко. Училась на курсе вместе с Юрием Гальцевым, Геннадием Ветровым, Алики Усубовой, Сергеем Селиным, Еленой Спиридоновой, Евгением Румянцевым, Ольгой Пикало. Это было веселое время: в импровизированных концертах Галю гримировали под негритянку Донну Саммер, а Гальцев с Ветровым были ее негритятами. На третьем курсе ей стало мало одной эстрады, и Галина поступила еще и "на драму" - на актерское отделение к Владимиру Петрову. В итоге сумела окончить вуз и как эстрадная вокалистка, и как драматическая актриса - редкий случай в истории ЛГИТМиКа.

На третьем курсе она стала Ковзель. В первые свои ленинградские годы была совсем одна, снимала комнату на Невском, жила миром театра, музыки, книг и иногда, заходя в церковь, молила: "Господи, пошли мне человека, который бы меня защитил!". Однажды на Моховой ее догнал молодой человек: "Девушка, я иду за вами от Невского, никак не решаюсь подойти. Можно помочь вам донести гитару и вообще - познакомится?". Она взглянула на него и поняла, что это - ее муж. Буквально после третьей встречи Игорь сделал ей предложение. Теперь у них прекрасная семья, сын Митя ходит в Хоровое училище имени Глинки, а муж Игорь пожертвовал своей карьерой инженера-конструктора ради семьи, ради жены.

После института Галина провела три года в "Ленконцерте", который уже рушился и не мог предложить молодым артистам ничего, кроме банальных выступлений в области. Нужно было самой заниматься своими делами, становиться не только хрупкой девушкой с гитарой, но и жестким продюсером. Она начала сниматься на ТВ, став постоянной участницей программы "Камертон", договорилась о своих сольниках в Театре Эстрады, в Концертном зале у Финляндского, поехала в Швецию, где гастролировала, участвовала в различных проектах почти на протяжении двух лет. С помощью своего старинного друга по Омску Валерия Дегтярева записала демоматериал первого диска и отправилась в Москву, на представительную выставку "Шоу-бизнес сегодня". Раздала там всем свои кассеты, пообщалась с акулами шоу-бизнеса и с горечью поняла, что ее записи никто даже слушать не будет…

- Это совсем другая кухня, другой мир, куда нам, петербургским артистам, без миллиона в кармане не войти. А уже тем более не с попсовыми поделками, а с романсами, с лирическими эстрадными песнями, - говорит Ковзель. - Но тогда поняла я и еще одну вещь. Почему надо непременно падать в ножки Москве? Почему бы, вернувшись в Петербург, не попробовать сделать здесь свое дело, которое помогло бы выжить в это безвременье не только мне, но и моим талантливым романсистам.

И вот в марте 1998 года появилось агентство "Русская музыка" во главе с Галиной Ковзель. Была сделана ставка на высокопрофессиональных питерских артистов (в прошлом - звезд "Ленконцерта"), которые в конце 90-х оказались невостребованными. Виталий Псарев, Таисия Калинченко, Виталий Коротаев, Эдуард Боксер, Михаил Луконин, Светлана Мудрецова, Елена Яровая, Галина Ясная… Поодиночке они в ту пору не могли собирать и небольшие залы, но парадокс заключался в том, что вместе эти же имена оказались способны сделать аншлаг в самом престижном петербургском зале "Октябрьский". Поначалу на праздники романса приглашали "на подмогу" звезд из Москвы - Валентину Пономареву, Аллу Баянову, но вот на "Петербургской осени" в октябре 2000-го не значилось громких столичных имен, однако БКЗ опять был переполнен. Зритель, стало быть, пошел на сам жанр, на программу "Праздник романса". Это оказалось большим сюрпризом даже для экспертов шоу-бизнеса, ведь в "Октябрьском" одна за другой горели раскрученные по всем ТВ-каналам попсовые звезды.

- Петербуржцы истосковались по живому звуку оркестра, по живым, а не фонограммным артистам, по настоящей музыке, - размышляет Ковзель. - Современный старинный романс (этот термин на первый взгляд неожиданный, но очень точный) - это мечта любого человека о возвышенном, о недосказанном; о подлинных, сильных чувствах, которые сохранились в душе каждого из нас, несмотря ни на что. Ведь все мы живем не только от зарплаты к зарплате, но и от любви к любви, от разочарований к надеждам.

На афишах крупномасштабных Праздников романса Ковзель значится как автор проекта, продюсер, певица. Однако ничего не вышло бы, не сумей Галина заручиться поддержкой людей сильных, тонко чувствующих искусство. Опорой агентства "Русская музыка" стало движение "Воля Петербурга" (его лидер - Сергей Миронов, представитель Петербурга в Совете Федерации, экс-вице-спикер Законодательного собрания), а также объединение "Станкостроительный завод "Свердлов" (генеральный директор Игорь Насиковский) и старейший петербургский машиностроительный завод "Арсенал". Неоценимую творческую помощь "Русской музыке" оказывает Андрей Петров. Блистательный композитор любезно согласился стать председателем жюри конкурса "Весна романса", организованного агентством. Он поддержал, благословил молодых артистов, и вот уже лауреаты "Весны романса" Зара, Лариса Луста, Галина Иванова приняли участие в престижном авторском концерте "Киноромансы Андрея Петрова", а певица Мария Людько записала новый романс Андрея Павловича к фильму режиссера Мельникова.

Злые языки, недруги, коих у Ковзель за спиной хватает, как и у всякого деятельного, неординарного человека, утверждают, что агентство "Русская музыка" она создала "под себя", чтобы раскрутить свое имя, поднять собственное реноме и прочее. Однако факты говорят об обратном. У Галины Ковзель до сих пор нет своего компакт-диска, она практически прекратила выступать с сольными концертами, реже, чем прежде, появляется на ТВ-экранах. Нет у певицы даже своей цветной афиши. В Праздниках романса Галя, исполнив один-два своих номера, тут же убегает за кулисы, чтобы окунуться в море продюсерских забот. Для молодых романсистов она теперь скорей - учитель, наставник. Со стороны, кажется, еще немного, и продюсер, бизнесвумен победят в ней певицу…

Впрочем, сама Галина другого мнения. Она считает, что, создав инфраструктуру жанра (в Петербурге нужен, конечно же, государственный Театр Романса, чтобы "замкнуть" воедино все начинания!), она теперь сможет сосредоточиться на собственном творчестве. Два с половиной года Галина каждую неделю ведет на Петербургском радио программу "Романс вчера и сегодня", а в ее планах еще и создание аналогичной ТВ-программы. Пора уже выпустить Галине и компакт-диск, возобновить сольные концерты. - … В общем, собой заняться, - улыбается Галина.

Михаил Садчиков