www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2020-2019

"КОГДА ЖИВЕШЬ РОМАНСОМ..." ГАЛИНА КОВЗЕЛЬ (21.10.19)

"Петербургский дневник"  21октября 2019г.

                    "Когда живешь романсом, то все складывается"
Двадцать второй гала-концерт "Праздник романса "Петербургская осень", уже более двух десятков лет радующий публику хорошей музыкой, состоится 24 октября. В чем секрет его долголетия? Какие новые имена удалось открыть, рассказывает председатель Фонда "Петербургский Романс" Галина Ковзель.

- Галина Петровна, как родилась идея проведения праздника-конкурса  романса?

Все началась осенью 1998 года.Было сложное время, время дефолта, когда многие артисты были вынуждены работать в ресторанах или уезжать за границу. Именно тогда появилась идея провести гала-концерт в Большом концертном зале «Октябрьский» и объединить всех самым теплым и душевным жанром. В первом гала-концерте приняли участие около 30-ти исполнителей, лучшие в нашей стране мастера жанра – Алла Баянова, Эдуард Хиль, Валентина Пономарева, Рубина Калантарян, Сергей Рогожин, Виктор Кривонос, Эдуард Боксер, Виталий Коротаев, Евгений Дятлов, Олег Погудин, Виталий Псарев, Таисия Калинченко, Михаил Луконин и многие другие. Праздник удался, и с того времени он ежегодно осенью собирает поклонников романса.

- Почему была выбрана форма конкурса, а не просто концерта?

Мы очень хотели, чтобы жанр жил, развивался. Мы постоянно вели отбор артистов для наших гала-концертов. Нам звонили многие молодые исполнители, которые хотели, чтобы их включили в программу. Нужно было отобрать лучших, и так родилась идея проведения конкурса молодых исполнителей «Весна романса». С этой идеей я обратилась к Андрею Павловичу Петрову, предложив ему стать председателем жюри. Андрей Павлович с воодушевлением воспринял эту идею конкурса романса. Он всегда относился к молодым исполнителям очень внимательно, я бы даже сказала по-отцовски. Искал в них те новые и свежие нотки времени, которые будут развивать жанр романса, омолаживать зрительскую аудиторию и, конечно же, подпитывать новыми красками наших композиторов и поэтов. Комитет по культуре, председателем которого в те годы был Владимир Петрович Яковлев, включил наш конкурс в программу городских конкурсных мероприятий, и с этого времени он ежегодно проходит в нашем городе.

Весной 1999 года на первом гала-концерте «Весна романса» мы объявили о создании конкурса, а Андрей Павлович разрезал красную ленточку, символизирующую рождение нового конкурса романса. Впервые в тот год на сцене «Октябрьского» зала пела юная Зара, ее представляла Валентина Понамарева. Юная певица исполнила романс Андрея Петрова «Любовь - волшебная страна» из кинофильма «Жестокий романс», а в следующем  году она уже была в числе первых лауреатов конкурса «Весна романса».

 - Организовывать такое событие в течение двух десятков лет всегда непросто. Еще труднее - пробивать новое дело. Кто вам помогал?

Первым музыкальным руководителем и членом жюри был выдающийся музыкант и концертмейстер Михаил Аптекман. Он был автором многих аранжировок и интерпретации забытых старинных и городских романсов, которые исполнялись на гала-концертах. Первый концерт прошел в сопровождении оркестра под руководством дирижера и композитора Валерия Минкина. Под впечатлением от нашего концерта он написал один из красивейших романсов нашего времени «Давай с тобой увидимся во сне». Позже наши концерты проходили в сопровождении оркестра под руководством Станислава Горковенко, Андрея Медведева, а последние десять лет постоянно в сопровождении оркестра под управлением прекрасного музыканта и дирижера Юрия Крылова. Он, как и Михаил Аптекман, является автором многих аранжировок и интерпретации городских романсов и песен.

Наш проект во главе с Андреем Петровым курировали замечательные петербургские композиторы, среди которых: Георгий Портнов, Яков Дубравин, Евгений Казановский, Виктор Плешак, Анатолий Кальварский, Валерий Минкин, Виктор Соколов, Евгений Смольянинов. В составе жюри также были: литературовед Александра Пурцеладзе, музыковед Муза Кадлец, педагоги по вокалу, известные исполнители романса и другие видные деятели искусств. Состав жюри всегда был большим. В 2006 году, когда не стало Андрея Петрова, председателем стал Георгий Портнов, а затем возглавил наш конкурс «Веснам романса» народный артист России, солист и режиссер Мариинского театра Юрий Лаптев. Все эти годы музыкальным руководителем и главным педагогом конкурса является Нина Серебряная, большой профессионал своего дела, в прошлом известная певица ленинградской эстрады.

- Публика привыкла, что концерты проходят два раза в год – весной и осенью. Почему выбрано именно это время года? И не будет ли расширяться список концертов?

Осень и романс это два синонима. Романс созвучен настроению осени. В романсе есть и грусть, и лирика, и переживания, которые естественны для осени. Весна же – это рождение всего нового. Должно пройти полгода, чтобы родилось новое, а для нас это еще и время, когда проводится сам конкурс.

Работа над очередным конкурсом начинается после осеннего Праздника романса. Объявляется прием заявок, молодые исполнители начинают готовиться к конкурсу, музыкальный руководитель Нина Петровна Серебряная вместе со своими коллегами и кураторами проекта готовят программу с молодыми исполнителями. Сам конкурс возглавляет прекрасный знаток жанра романса, тонкий и мудрый, большой мастер вокального искусства Юрий Константинович Лаптев. Песни и романсы обретают новое дыхание, благодаря великолепным аранжировкам Юрия Петровича Крылова, руководителя и дирижера эстрадно-симфонического оркестра, в сопровождении которого проходят наши концерты.

Помимо весенних и осенних гала-концертов романсов с 2010 года по инициативе Комитета по культуре Фонд «Петербургский романс» стал проводить во всех районах города бесплатные концерт в рамках городского праздника «Дни Романса в Петербурге». С 2014 года мы также стали проводить гала-концерты «Весна песни» и осенний «Праздник песни», которые также набирают свою популярность. Возник и Санкт-Петербургский конкурс «Весна эстрадной песни», который идет параллельно с конкурсом «Весна романса». Песня в романсовых программах звучала и раньше, но уместить уникальный песенный пласт невозможно в одном концерте. Песня имеет свою богатую историю, а в нашем городе она особенно любима, благодаря прекрасным ленинградским композиторам: Василию Соловьеву-Седому, Вениамину Баснеру, Исааку Шварцу, Валерию Гаврилину, Андрею Петрову и многим другим. Песни из репертуара Леонида Утесова, Муслима Магомаева, Анатолия Королева, Клавдии Шульженко, Лидии Клемент, Валентины Толкуновой, Эдуарда Хиля, Марии Похоменко, Людмилы Сенчины и многих других корифеев песенного жанра не теряют своей свежести и в наши дни.

В течение года мы проводим множество концертов, которые проходят в разных залах и на городских уличных площадках. Один из любимых еще наших проектов – «Мы петербуржцы», который родился в 2002 году в преддверии 300-летия города. Тогда мы объявили конкурсы – «Пишу, пою, рисую о Петербурге». Завершились они большим гала-концертом новых песен о городе «Поет Петербург!». Были выпущены два компакт-диска из 40 песен о городе, открытки с лучшими рисунками, два сборника стихов и прозы о Петербурге, которые прислали простые жители нашего города – и дети, и взрослые. В настоящее время рамках проекта «Мы – петербуржцы» мы проводим концерты к памятным датам, среди которых: День снятия Блокады, День Победы, День пожилых людей, День матери. В разных районах города – Калининском, Красногвардейском, Выборгском и других – мы организуем и проводим большие уличные программы под названием «Праздник нашего двора», приуроченные к праздничным датам. Это своего рода выездные концерты специально для жителей разных районов и преимущественно для тех, кому трудно передвигаться по городу: пенсионеров и инвалидов.

Есть еще у нас проект «Честь имею», посвященный памятным датам, связанным с историей нашей страны – Первой мировой войне, Дню героев отечества, Дню России, Дню народного единства. Мы вспоминаем добрые старые песни начала ХХ века, русские песни, песни довоенного и послевоенного периода. Это песни, прославляющие нашу страну и ее историю,  дают  всплеск патриотическим чувствам и национальной гордости за нашу страну. Концерты проходят с большим воодушевлением, они задают  положительный настрой, заряжают хорошим настроением и радостью к жизни. Мы заметили, что у многих сейчас ностальгия по этим забытым прекрасным добрым песням.

- Чем нынешний конкурс отличается от первых? Какие новые имена вам удалось открыть?

Изменения в конкурсной программе на протяжении 20 лет происходили постепенно. Основной конкурс, с которого все начиналось, был конкурс городского романса. Когда ушел из жизни Андрей Павлович, мы создали номинацию «Романсы и песни Андрея Петрова». Также появилась номинация «классический салонный романс» – романсы Варламова, Гурилева, Булахова, в которой принимают участие академические певцы. Сейчас эта номинация выросла в отдельный серьезный конкурс «Классический романс», екоторый возглавляет заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Светлана Горенкова. Номинация «Надежда романса» возникла для совсем юных певцов. Победители этой номинации получают специальную премию имени Валерия Агафонова. В память о Михаиле Аптекмане была создана специальная премия для концертмейстеров. Наконец, пять лет назад появился конкурс «Весна эстрадной песни».

Обладательницей Гран-при конкурса «Весна романса» этого года стала молодая актриса Александринского театра Надежда Алексеева. Она, по мнению жюри, были самой  яркой и самобытной исполнительницей романсов этого года. Ее исполнение отличалось мощной актерской подачей, искренностью, большой музыкальностью. Ярко себя показали и обладатели первой премии – выпускник Санкт-Петербургской консерватории Иван Сапунов (он завоевал также приз зрительских симпатий), студент Санкт-Петербургского института сценический искусств Михаил Глекель, молодая певица Екатерина Можарова. Вторую премию завоевали Михаил Талахов, Владимир Войнов, Анна Мензелинцева, третью поделили четыре исполнителя – Евгений Кириченко, Кристина Жордания, Елена Каяджи, Владимир Зернов. В конкурсе «Весна эстрадной песни» особенно хочется отметить исполнителей в номинации «дуэт», обладателей первой премии Елену Каяджи и Михаила Глекеля, обладателей второй премии Екатерину Можарову и Евгения Кириченко.

- Имена исполнителей романсов в прежние времена публика знает. А кого из современных певцов этого жанра вы могли бы выделить?

Я бы многих выделила – так много хороших исполнителей. Для меня был кумиром Михаил Луконин, он с первого Праздника романса вплоть до своей трагической гибели был всегда рядом с нами, был  также музыкальным руководителем конкурса «Весна романса». Эталон исполнения городского романса для меня всегда был Валерий Агафонов. Также являюсь поклонницей творчества Аллы Баяновой, Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Александра Вертинского, Петра Лещенко. Из современных исполнителей всегда трогает певица и музыкант Тамара Гвердцители, восхищаюсь самобытным творчеством Елены Ваенги, мощной актерской подачей и тонкой режиссурой Сергея Рогожина, исполнением своих песен Андрея Коссинского, и конечно же, радуют наши лауреаты, среди которых особенно выделила бы тонкостью исполнения и пониманием жанра романса Сергея Зыкова, Дамира Закирова, Андрея Свяцкого, Наталью Михайлову. Наш председатель жюри Юрий Лаптев – образец исполнения в классической манере старинного и городского романса. Настолько грамотно, правильно владеет он словом, его трактовки очень глубоки и музыкальны, и зал после его выступления просто взрывается.

- Вы сами исполняете романсы. И что для Вас лично значит романс?

Для меня романс и песня – это моя жизнь. В молодости пела, аккомпанируя себе на гитаре, затем театральный институт, работа с оркестром, встреча с большими мастерами и знатоками жанра. Когда живешь этим жанром, то как-то все само складывается: и работа, и друзья, и коллеги. Просыпаешься с романсом и засыпаешь с ним. Музыка в голове, в звонках, в разговорах – и это счастье, когда знаешь, что ты не одинок и мечты могут воплотиться в реальность!