www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2006-2005

"ПЕСНИ БЕЗ МЕТРОНОМА" (17.10.2005)

"Санкт-Петербургские ведомости" 17-23 октября 2005 г.

Нынешняя осень – необычная. В этом году в октябре почти каждый день ярко светило солнце и грело радостных петербуржцев. Самое время приглашать гостей со всей Европы и демонстрировать, что именно имел в виду Пушкин, говоря про «Очей очарованье». А еще в эти дни можно предаваться грусти – она получается светлой, как летящий лист, - и слушать городские романсы. На концерте «Петербургская осень» в БКЗ «Октябрьский» будет и то и другое. И прекрасные романсы и огромная компания европейских гостей. Праздник теперь увидят и финские зрители – по государственному каналу Финляндии.

- Как получилось, что «Петербургской осенью» заинтересовалось финское телевидение?

 - За восемь лет, что мы работаем, на концертах успели побывать много людей – и жителей города, и гостей. Нас стали приглашать с выступлениями в Финляндию. Уже три года подряд мы ездим с артистами в Иматру, и каждый раз наши концерты вызывают все больший резонанс у соседей: то программу снимает местное телевидение, то слушают министры, то приезжает целая финская делегация.

Теперь в Финляндии решили показывать по ТВ не только трансляции из зала Иматры, но и российские программы. Говорят, что им просто не хватает записей для эфира, потому что приходится часто устраивать телеповторы наших концертов – они, оказывается, пользуются у финнов большой популярностью и имеют высокий рейтинг.

- Почему, как вы думаете, романс стал популярен в Финляндии?

 - Романс может найти дорогу к сердцу любого слушателя, это же вечная музыка. Раньше у нее не было выхода на международный уровень (хотя «Очи черные» и «Дорогой длинною» все равно умудрились прославиться на весь мир). Романс такой выход и не искал, ведь это жанр, который не имеет отношения к шоу-бизнесу, он личный, искренний.

Когда человеку очень хорошо или действительно грустно, хочется выплакаться или порадоваться в дружеской компании, он затянет «Только раз бывают в жизни встречи», а не какой-то модный хит с припевом «опа-опа». Текст в романсе крайне важен, на наших концертах даже иноязычные слушатели всегда имеют возможность понять, о чем поется, и получают программу с переводом.

 - А в чем отличие романсов от задушевных рок-баллад или красивых поп-мелодий? Есть же хорошая музыка и в других жанрах.

- Есть, не спорю. Но ели говорить об особенностях романса, то все дело в ритме. В поп-песнях он очень четкий, ритмическая основа прописана раз и навсегда, и в нее исполнителю нужно «попасть». В романсе такого нет, это вольный жанр, в нем песни не запрограммированы на конкретную манеру исполнения, здесь нет этого щелкающего метронома. Певец может ставить паузы так, как ему нужно, использовать особую интонацию – каждый раз разную. А оркестр будет ориентироваться на него и подстраиваться. На любом шоу какой-нибудь поп-группы такого быть не может. Романс – значит всегда живое исполнение, под фонограмму оно, во-первых, выглядело бы чудовищно, во-вторых, потеряло бы всякий смысл.