www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2000-1998

"ПЕТЕРБУРГСКАЯ ВЕСНА РУССКОГО РОМАНСА" (1999)

«Вечерний Петербург» 6 мая 1999 г.

Весь цвет российского романса собрался 23 апреля в БКЗ «Октябрьский», где состоялся гала-концерт по случаю открытия Первого Петербургского конкурса «Весна романса».

Более тридцати исполнителей вышли в этот вечер на подмостки известного зала. Перед благожелательной и отзывчивой публикой ожила практически вся антология любимого вокального жанра. Надо было слышать взволнованные и искренние аплодисменты, крики «браво», а уж цветам не было конца. Этот праздник сотворили многие люди и организации, но среди первых стоит выделить агентство «Русская музыка» и Комитет по культуре администрации нашего города. Конкурс поддержали также Комитет по культуре областной администрации, Союз концертных деятелей Санкт-Петербурга, Петербургский союз композиторов. Идея же принадлежит известной певице Галине Ковзель.

По ее словам, концерт в «Октябрьском» – лишь начало конкурса, который пройдет в три этапа. На каждом из них авторитетное жюри, возглавляемое композитором Андреем Петровым, будет прослушивать аудиокассеты конкурсантов. Затем после окончания каждого из этапов (осень, декабрь нынешнего года и март следующего) состоятся очные туры в виде концертов с тем, чтобы вновь в апреле подвести итог и дать старт новому конкурсу. Он проводится в двух номинациях: «Молодые исполнители романса» и «Авторы современного романса». В составе жюри – уважаемые люди: от Эдуарда Хиля и Станислава Горковенко до Александры Пурцеладзе и Рубины Калантарян, не говоря уже о такой звезде, как Алла Баянова. Она, кстати, представляла на концерте свой новый альбом «Лети, моя песня…». С изяществом и очаровательным кокетством представила Алла Николаевна истинно отечественную школу исполнения романса. Хотя в перерыве по этому поводу среди членов жюри и почетных гостей завязалась оживленная дискуссия. Вице-губернатор Санкт-Петербурга председатель Комитета по культуре Владимир Петрович Яковлев назвал романс истинно петербургским явлением. Ему с жаром возразила Валентина Пономарева, которая вызвала питерцев на соревнование с москвичами в этом жанре. И это состязание, вероятно, скоро осуществится. Ведь на конкурсе «Весна романса» вполне комфортно чувствовали себя не только гости из Москвы, но и из Эстонии. Очаровательное трио «Романс» из Талинна продемонстрировало те самые задушевность и лиризм, которыми всегда отличался наш романс от заграничного шансона, и к тому же доказало многим важность профессионального подхода к жанру. Романс – не бардовская песня у костра, а требующая определенной музыкальной подготовки лирическая новелла.

Жанр гала-концерта всегда подразумевает некоторую скороговорку в представлении выступающих артистов. Но организаторам «Весны романса» удалось представить каждого, и никто не стушевался и не потерялся в этом большом представлении. Каждый пел свое, и как по-разному! Очевидное отличие исполнительских манер Виталия Псарева и Сергея Рогожина не помешало ощутить единую для петербургского стиля романсового исполнения сдержанность мужского пения. Исполнительницы же были более раскованны и экспрессивны. Порою казалось, что рамки жанра им тесны, а их душа рвется куда-нибудь на степной простор. Как не вспомнить здесь цыганские песни и романсы: пойди, отличи одно от другого! «Весна романса» порадовала еще и тем, что в перечне авторов текстов вокальных сочинений, премьера которых состоялась в тот вечер в «Октябрьском», значились Есенин, Фет, Давыдов, Анненский, Агнивцев. И подумалось, что именно Петербург все же более соответствует ностальгически-ожидаемой доминанте жанра, когда душа хранит воспоминания о былом и живет надеждами на будущее.

У русского романса есть теперь своя, петербургская весна, которая плавно и естественно будет превращаться и в другие времена года.

Сергей Ильченко