www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2010-2009

"ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАНС ВЧЕРА И СЕГОДНЯ" (2010)

Октябрь 2010г.

Романс… Этот удивительный музыкально-поэтический жанр, пришедший в Россию из Испании (а в Испании появившийся под влиянием арабских стихов об утраченной возлюбленной), как нельзя лучше выражает характер нашего города, его утонченную романтическую натуру. Петербургский романс имеет несколько узнаваемых черт. Во-первых, петербургский романс - это в основном тихий романс. Он настраивает человека на меланхолический лад, и поэтому слишком внешнее, крикливое выражение страстей, равно как и форсирование голоса, ему претит. Таковы романсы петербургских композиторов Исаака Шварца, Андрея Петрова, Вениамина Баснера. Для всех этих произведений характерна меланхолическая тихая нота. Во-вторых, петербургский романс это романс ностальгический, это сообщение об утрате, которая постигла человека. В-третьих, петербургский романс тесно связан с образцами русской поэтической классики. Он требует от исполнителя понимания текста и очень не любит, когда в процессе пения подставляются слова, искажающие рифму.

Петербургский романс знал в своей истории несколько эпох. У него были разные выразители. Начало прошлого века ознаменовано триумфом Анастасии Вяльцевой. Это была эпоха, когда исполнители романсов (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А.Вяльцева) выступали одновременно на оперных сценах и на эстрадных площадках, когда мало было одной только красоты голоса, но и требовалась полноценная вокальная техника.

 Потом пришли 1920-е-1930-е годы, эпоха Вадима Козина. Козин был самым популярным исполнителем в Ленинграде той поры, он выступал уже с оркестром, в его репертуаре были как романсы, так и цыганские песни, но он не изменял особому петербургскому звучанию романса.

 В жизни петербургского романса, как и в жизни всей страны, в 1929 г. настал великий перелом. На Всероссийской музыкальной конференции в Ленинграде романс был признан контрреволюционным жанром и, следовательно, не рекомендован к исполнению на эстраде. Начались десятилетия подпольного существования романса, когда он вынужден был сожительствовать то с советской песней, то с народной песней рабочих окраин, то с воровскими песнями, то с цыганской народной музыкой. Романсу было непросто в таком окружении, он чудом не утратил себя. В Петербурге романсу помогла выстоять высокая поэзия и академическая консерваторская среда, лучшие представители которой никогда не боялись писать романсы для кино.

В 1960-х годах у петербургского романса появились две альтернативные линии. С одной стороны, наступила эпоха, когда классический романс стали исполнять выдающиеся оперные вокалисты, прославившиеся и в сфере камерной музыки – Борис Штоколов, Ирина Богачева, Галина Карева. В их пении было желание не навредить романсу, сохранить его хрупкую красоту. Однако их творчество нельзя в полной мере считать развитием романсового исполнительства. С другой стороны, романс в те же годы начали писать и исполнять немногочисленные дилетанты, не имевшие консерваторской подготовки. Но именно этим дилетантам суждено было обозначить новую эпоху в развитии петербургского романса.

1960-е-1970-е годы были временем Валерия Агафонова и Юрия Борисова. Мы прекрасно понимаем, с чем связана эта эпоха. Ее отличительной чертой было такое специфическое направление в романсе, как “петербургский белогвардейский романс”, который тоже связан с ностальгией, но в данном случае – с ностальгией политической.  Валерий Агафонов стал выразителем не только внутренних потаенных движений души.  Романсы Ю.Борисова, Ф.Фихмана, Ю.Григорьева, исполняемые им, стали средством выражения социального и политического протеста. Валерий Агафонов связан с тем периодом в истории Петербурга-Ленинграда, когда из людей вырывалась подспудная внутренняя страсть, когда люди, долго молчавшие, начинали обретать голос. Сначала этот голос не говорил, а пел, и через музыку, через песню осуществлялся интеллектуальный посыл в сторону духовной свободы. Поэтому можно сказать, что петербургскому романсу присуща еще одна замечательная черта – это «интеллектуальный» романс. Он связан не только с выражением чувств, но и с выражением мыслей. Он зачастую основан на словесной комбинаторике, он передает весьма сложную информацию и эмоционального, и социального свойства. В нем можно найти пищу не только для души, но и для ума.

Замечательный прорыв в будущее петербургского романса был сделан двенадцать лет назад, когда в нашем городе появился фестиваль «Весна романса». Лауреатами этого конкурса стали талантливые исполнители из многих городов России. Многие из них, несомненно, станут впоследствии известными артистами.

 Владимир ЕМЕЛЬЯНОВ,

Доктор философских наук, профессор СПбГУ