www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2004-2003

"ПЯТАЯ ВЕСНА РОМАНСА" (07.04.2004)

 «Романс о романсе» (приложение к журналу «Русский джокер»). 7 апреля 2004 г.

2 страница      3 страница

 «На сегодняшний день трудно переоценить и совершенно невозможно недооценить достижения петербургского агентства «Русская музыка» в области возрождения и развития столь глубокого и необходимого для человеческой души жанра, каким является романс. Я благодарю судьбу, которая свела меня с вдохновительницей идеи возвращения людям прекрасного – Галиной Ковзель. И, вероятно, благодаря сотрудничеству с ней на этом поприще во мне пробудилась желанная необходимость быть причастным к этому жанру в качестве не только музыкального руководителя этой миссии, но и автора новых романсов. Пусть один из них сегодня станет «Приношением Женщине», благодаря которой и существует этот романтический жанр» - Валерий Минкин, музыкальный руководитель конкурса «Весна романса», дирижер Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл».

- Галина, расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания праздников романса?

 - В 1998 году произошел дефолт, многие артисты остались без работы, кто-то пошел работать в ресторан, кто-то уехал за границу. Ленконцерт практически не работал. Как и многим, мне пришлось выступать в ресторанах, но терять квалификацию, терять певческую форму совершенно не хотелось. И тогда у меня появилась идея объединить всех артистов в один большой концерт. Объединить их можно было таким близким и родным нашему городу жанром, как романс. До этого чисто романсовых концертов в больших концертных залах не было, и основу концертов, как правило, составляла лирическая эстрадная песня.

- Издавна считалось, что романс – жанр сугубо камерный, не для большой сценической площадки.

  - Да, но аншлаги в БКЗ «Октябрьский» доказали, что романс развивается и приобретает новое – оркестровое звучание, и может исполняться с большой сцены. Давайте заглянем в историю. Романс пережил очень много. Расцвет этого жанра пришелся на 1920-е годы. А первый в России конкурс романса проводился в 1911 году в петербургском театре «Пассаж» и первое место в нем заняла Мария Каринская. Москвички Вяльцева и Панина стали популярны именно в Петербурге. Изабелла Юрьева также связывала свой успех с Петербургом. В нашем городе родился Фомин, долгое время здесь жил Прозоровский. С 30-х до 60-х годов романс преследовался как жанр буржуазный. В 60-е годы таких жестоких гонений на романс уже не было. Галина Карева одной из первых начинает исполнять старинные романсы вместе с классическими произведениями. Рубина Калантарян вынесла романс на эстраду. В 70-80-е Валерий Агафонов собрал весь старинный и городской романс, московские и петербургские цыганские песни и романсы, очень популярные в 20-е годы, которые, по сути, были не цыганскими, а русскими романсами в цыганском исполнении. В поисках материала Валерию помогала его друг, литературовед и большой знаток романса Александра Пурцеладзе. Валерий Агафонов выступал с этим уникальным репертуаром в близком себе аудитории. Один человек с гитарой провел колоссальную работу по популяризации городского романса. Следующий этап в возвращении романса ознаменовал приезд Аллы Баяновой в Россию. Она привезла с собой из-за границы то романсовое наследие, которое здесь было уничтожено. Весь зарубежный багаж стал достоянием России и, в частности, Петербурга.

А в Москве романс прошел такой же путь развития?

- В Москве есть клуб «Две розы» Анатолия Титова, клуб русского романса «Изумруд», созданный Надиром Ширинским. В столице много коллекционеров романса, например, Елена и Валерий Уколовы. Но все интересующиеся романсом люди приезжали за материалом в Петербург, потому что здесь его корни.

- Возможно, в столице романс больше является частью моды?

- Можно сказать, что в Москве романс скорее изучали, а в Петербурге он жил и развивался. Здесь жив дух романса, здесь жили и творили композиторы, поэты, исполнители. Фактически мы возрождаем ту среду, которая была в Петербурге начала 20-х годов.

- И благодаря вам, у нас появилось множество поэтов и композиторов, которые пишут романсы, порой не уступающие популярным произведениям, вошедшим в классику романса. Появилось даже такое понятие «современный русский романс».

- Да, современный романс – это новое направление. В советские годы культивировалась советская песня – то есть лирическая эстрадная песня. Романс, который мы пропагандируем, обрел необычайно богатые формы – это и камерное, и оркестровое звучание. Он впитал в себя лучшие традиции эстрадной лирический песни, классического старинного и городского романса. Городской романс очень близок лирической песне. В нем исполнитель выражает свои, а не заданные авторами чувства. Поэтому он не может быть исполнен дважды одинаково. Романс имеет свободную форму выражения.

- Как известно, в Москве проходит Всероссийский конкурс молодых исполнителей – «Романсиада». Это событие огромного масштаба и значения для России. Недавно петербурженка Виктория Панкратова заняла в нем первое место. Помимо номинации «Молодой исполнитель», есть ли в этом конкурсе номинации для авторов современного романса?

- Такого конкурса, где отбирались бы лучшие современные романсы, больше нет. Это уникальное явление, которое исторически могло возникнуть только в Петербурге. На конкурс «Романсиада» отбирают исполнителей со всей страны, привозят лучших в Москву, где они становятся призерами, но продюсированием организаторы не занимаются, и дальше победители конкурса должны действовать самостоятельно. Агентство «Русская музыка» отбирает исполнителей, дает им материал, работает с ними, находит и знакомит с авторами, организует концерты.

- Каков возрастной ценз в «Романсиаде»?

- Конкурсанту должно быть не больше 30 лет. Участнику «Весны романса» – не больше 35. Кроме того, московский конкурс делает акцент на классический, а не на городской романс. А ведь именно в исполнении городского романса актерское мастерство, душевное богатство имеют не меньшее, если не большее значение, чем вокальные данные. И то, что Виктория Панкратова заняла первое место в «Романсиаде» – это большой плюс нам, как и то, что ранее первое место получила и петербурженка Мария Людько – это, можно сказать, универсальная певица, которая с легкостью исполняет «Соловья» Алябьева и при этом владеет приемами исполнения лирической песни. Виктория Панкратова – яркий исполнитель городского романса, но все члены жюри единодушно отдали ей первенство. Значит, она была убедительна, индивидуальна.  Школа петербургского романса одна из сильнейших в России. Каждый год мы наблюдаем рост. Еще несколько лет назад некоторые  композиторы приносили нам откровенно слабую музыку, а сегодня эти же авторы пишут очень интересные вещи. Это происходит потому, что творческие люди стали больше общаться друг с другом и с публикой, что тоже важно, они учатся у мастеров. Если раньше встречалась эклектика, смешение стилей, то сегодня стиль современного петербургского романса становится чище, органичнее. У нас есть такие эталоны, как Андрей Петров, Валерий Минкин, Станислав Горковенко, Анатолий Кальварский, Сергей Смольянинов, Андрей Медведев и молодые композиторы Ольга Фадеева, Юлия Витта.

- Насколько мы знаем, в конкурсе "Весна романса" также участвуют иностранцы?

- Совершенно верно, в нашем конкурсе могут принять участие исполнители из любого города или страны. В 2002 году лауреатом стал Вячеслав Резниченко из Таллинна. К нам приезжали композиторы и исполнители из Финляндии. На нынешний конкурс приедет автор и исполнительница из Вологды.

- Конкурсу романса идет пятый год, а самому агентству "Русская музыка" - почти семь лет. Сколько концертов было организовано за это время вашим агентством? Вы ведете такую статистику?

- На нашем счету уже более трехсот концертов. Вспомним хотя бы некоторые. Одними из первых были концерты в Театре Музыкальной комедии под названием "Любовные истории в романсе" режиссера Сергея Сметанина. Регулярные концерты в БКЗ "Октябрьский": "Весна романса" и праздники романса "Петербургская осень". Рождественские концерты, абонементные концерты в Театре Эстрады, в Юсуповском дворце, в театре "Комедианты" и другие. У нас были тематические концерты: "Романс 20-х годов", "Романс эмигрантского периода", "Романсы и песни в Рождество", "Романс 60-х годов", "Петербургский романс" и т.д. Ежегодные вечера памяти Валерия Агафонова, Изабеллы Юрьевой, Клавдии Шульженко и других звезд романса. Концерт памяти Георга Отса в Эрмитажном театре был организован совместно с Эстонским консульством, с участием Ларисы Гергиевой и ее учеников. Вместе со Станиславом Горковенко мы отбирали материал в фонотеке к ретро-концерту "Любимые мелодии". Мы устраивали два концерта, посвященные юбилею Андрея Петрова и первыми предложили, чтобы его романсы пели молодые исполнители. Андрей Медведев сделал оригинальные оркестровки. Агентство "Русская музыка" организовывало сольные концерты Валентины Пономаревой, Аллы Баяновой, Леонида Серебренникова, трио "Романс" из Эстонии, а также первые романсовые концерты трио "Лойко", Галины и Олега Ивановых, Михаила Луконина, Натальи Сорокиной. Надо упомянуть и гастрольные выступления. И, конечно же, самое крупное мероприятие - конкурс лучшей песни о Петербурге "Мы - петербуржцы!", приуроченные к 300-летию нашего города, длившийся целый год, привлекший огромное число профессиональных авторов и исполнителей, итогом которого стал концерт в БКЗ "Октябрьский" и выпуск двойного альбома песен о городе. Пятый год на радио "Петербург" идет передача "Романс вчера и сегодня"...

- Автором и ведущей которой является Галина Ковзель.

- Совершенно верно.

- Галина, скажите, кто ваши сподвижники?

- Постоянные сотрудники агентства "Русская музыка" - это Елена Ефимович и главный администратор Нина Парамонова. Это и музыкальный руководитель Валерий Минкин, концертмейстер и аккомпаниатор Михаил Аптекман, педагог по вокалу Нина Серебряная. Название конкурса "Весна романса" придумал режиссер БКЗ "Октябрьский" Николай Полищук. Сегодня Петербургу просто необходим свой государственный Театр Романса. Это был бы дом для исполнителей, - это трудовые книжки, профессиональный стаж, гарантированные афишные концерты, возможность получать звания, составлять конкретные программы, под которые можно было бы просить средства у городской Администрации. Да, мы тесно общаемся с исполнителями, устраиваем мастер-классы и репетиции, но нам бы хотелось их удержать, создать им прочную базу на будущее. Конкурс - это огромные затраты, аренда концертных залов, радио- и телеэфиры, концертмейстеры, музыканты, аранжировщики, сценические костюмы и многое другое. Каждую субботу по 7-8 часов проходили прослушивания. Выдержать это могут только настоящие энтузиасты! Скажу больше, если бы не Сергей Миронов и Российская Партия ЖИЗНИ, которая поддержала наш конкурс, то в этом году "Весна романса" не состоялась бы...

- Галина, скажите, за этой тяжелой работой вы не забываете о том, что вы сами певица? Когда мы придем на ваш сольный концерт? Это пожелание и редакции нашей газеты и ее читателей. Не собираетесь ли вы записывать свой новый диск?

- Конечно, я не забываю о своем творчестве, но для сольного концерта нужно время и подготовка, исполнитель должен быть в форме, а выступать хуже, чем молодые ребята, которых я представляю, я не имею права. Это большая ответственность. У меня уже готов материал для нового диска современного романса, нужно только время, чтобы его оформить и записать. Это замечательные романсы Валерия Минкина, Александра Видякина, Сергея Смольянинова и других композиторов. Хотелось бы в этом году осуществить эту мечту.

 Беседовала

член-корреспондент АРСиИИ

Елена САКС