www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2002-2001

"РОМАНС - ИМПРОВИЗАЦИЯ ДУШИ" (21.04.2002)

"Невское время" 21 апреля 2002 г.

Внешность, как известно, бывает обманчивой. Галина Ковзель непохожа на стандартную бизнес-леди. Она похожа на того, кем и является - на актрису, популярную певицу, исполнительницу русских романсов и лирических песен. То, что называется, хорошее русское лицо, неброское, несколько застенчивое обаяние, тихий и какой-то легкий голос. Правда, это все вне сцены. А там, в лучах прожекторов, в длинном концертном платье, происходит метаморфоза. Преображается лицо, голос оказывается выразительным и гибким, там возникает образ - тайна искусства, которому она служит преданно и верно.

А вот бизнес-леди, директором агентства "Русская музыка", организатором и вдохновителем "Праздника романса "Петербургская осень" и конкурса молодых авторов и исполнителей "Весна романса", которые собирают два раза в год полные залы, Галина Ковзель поначалу стала, как говорится, не от хорошей жизни.

Для многих эстрадных исполнителей начало перестройки превратилось в жуткий профессиональный кризис. Рухнул Ленконцерт, монопольный распорядитель всех городских празднично-концертных мероприятий. Кончились по разнарядке организованные и заранее оплаченные профсоюзными кассами выступления в цехах и лабораториях. Опустели концертные залы. Кто станет слушать "Калитку", когда надо отоваривать продовольственные талоны? И артисты бросились врассыпную. Кто вон из страны, кто в ларьки, кто в рестораны. Ковзель тоже взошла на ресторанные подмостки. Не пошло. Вернее с профессиональной стороны все было в порядке, а вот сердцу, которому при исполнении романсов принадлежит одна из главных ролей, как известно, не прикажешь. Ему как-то не пелось о радостях, любви и страданиях под звон бокалов и звяканье вилок.

Еще хуже стало после дефолта 1998 года. Тут просто наступил мертвый сезон. А кто у нас входит в горящие избы в самые критические моменты нашей истории? Известно кто... И Галина Ковзель взяла да и устроила в такой момент первый Праздник романса "Петербургская осень". Собрала на сцене зала "Октябрьский" тех, кто не изменил трепетному жанру романса и лирической песни. Говорит, что сделала это с единственной целью - поддержать, подбодрить вышедших на сцену "Октябрьского", сказать им: "Ребята, вы нужны городу. Вас любят. Вас никто не забыл". А, кроме того, считала, что шоу-бизнес несколько зарвался и стал губить все на своем пути. Пение под фонограмму, "раскрутка" случайных малоспособных исполнителей, засилье поп музыки, абсолютная циничная продажа всего и всех в этой сфере стали не на шутку угрожать всем прочим жанрам эстрады. Ковзель вступилась за романс, и ее услышали. Первый праздник романса вызвал зрительский бум. "Октябрьский" был заполнен до отказа. Праздник получился. С тех пор он с неизменным успехом проходит ежегодно. Еще бы не быть успеху, когда на сцену один за другим выходят Нани Брегвадзе, Эдуард Хиль, Евгения Смолянинова, Алиса Фрейндлих, Людмила Сенчина, Николай Сличенко, Сергей Рогожин, Евгений Дятлов...

Тогда в 1998 году, чтобы закрепить успех, Ковзель создала агентство "Русская музыка". И начала наступление на шоу-бизнес не на шутку. Считает, что романс и лирическую песню, как национальное и петербургское достояние следует, во что бы то ни стало сохранить. Оказывается, первый конкурс романса состоялся в Петербурге в 1911 году. И все знаменитые исполнители, такие как Варя Панина и Анастасия Вяльцева, получили известность в первую очередь на невских берегах. Подобных жанров нигде больше в мире нет. Совершенный эксклюзив. Самобытная культура. Некоторые, по словам, Ковзель, считают, что романс примитивен, ну, что там - три аккорда. Ничего подобного. Музыкальная фактура романса очень богата. По сложности романс можно поставить рядом с джазом. Как ни странно, они стыкуются. И там, и там основа - импровизация. Только в джазе она музыкальная, а в романсе и музыкальная, и вокальная. И еще, может быть, самая главная - импровизация души...

После праздника романса появился конкурс "Весна романса". В том же "Октябрьском" состязаются молодые исполнители и авторы песен и романсов - начинающие композиторы и поэты. Солидное профессиональное жюри отбирает пять лучших романсов. Есть еще и приз зрительских симпатий. Заполняются 2000 листочков, голосует весь зал. Телевидение все это снимает в прямом эфире. Получается азартно и прозрачно. Ковзель уверяет, что никаких покупок жюри и подковерной борьбы нет. Можно поверить, потому что иначе все становится бессмысленным. Кадры решают все. Если не пестовать, не открывать настоящие таланты, дело быстро заглохнет и о сохранении культуры романса можно будет забыть.

Но открыть молодого, яркого, талантливого на конкурсе в свете прожекторов - это еще полдела. Дальше его нужно пестовать, помогать найти свой репертуар, "свой" голос и стиль. Надо вместе с ним пробивать агрессивную толщу шоу-бизнеса. Смотрите, говорит Ковзель, что творится на телеэкране. И в Новый год и в праздники, и в будни на всех каналах одни и те же лица. Раз Киркоров, два Киркоров, три... Ну, еще одну такую же песню споет, потом еще одну... Удивлять разучились. Все происходит чисто механически. "Раскрутка" стала богом шоу-бизнеса. И как молодым тут пробиться? Немало талантливых ребят подается в Москву. Там пытаются показать свои фонограммы, вкладывают деньги. Но там, мы - петербуржцы, никому не нужны. В Москве крутится жесткое колесо отбора.

Всем профессионалам, да и просто поклонникам эстрады все это известно, но изменить такой порядок вещей почти никому не удавалось. Ковзель тут одна из очень немногих. Сколько бессонных ночей, труда, энергии, силы воли за всем этим стоит можно только догадываться. Но она упрямо продолжает менять ситуацию. Считает, что все должно быть гармонично. Пусть будут все жанры, пусть вместе с кумирами и маститыми творят и молодые...

Вот кто бы, что ни говорил, а роль личности в нашей истории остается, прямо-таки, исключительной. Казалось бы, песенки-романсы, пустяк. А появился человек и своими упорством и энергией переломил ситуацию и повел за собой людей. Теперь главное, чтоб дали дорогу, не мешали. У нас ведь мешальщиков тоже хватает...

Александр Урес,
редактор "Большой прогулки".