www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2000-1998

"РОМАНС НЕ ЗАБЫТ" (25.10.2000)

"Вечерний Петербург" 25 октября 2000 г.

В БКЗ "Октябрьский" отшумела "Петербургская осень" - так называется праздник романса, собравший на одной сцене более двадцати разноплановых исполнителей.

Ни в одном другом городе России нет столь масштабных фестивалей романса. А в Петербурге - уже пятый гала-концерт! Причем все прошли в четырехтысячном "Октябрьском" с аншлагами. Эта ситуация по-своему феноменальная. Всплеск интереса к старому и, казалось, "обветшавшему" жанру романса вызывает интерес у специалистов. Сегодня, когда в Петербурге на гастролях "горят синим пламенем" многие раскрученные заезжие попсовые звезды, в "Октябрьском" раз за разом достигают аншлага исполнители, не избалованные вниманием столичных ТВ-каналов, модных FM-радиостанций, далекие от шоу-бизнеса.

С точки зрения этого самого бизнеса, где давно все уже перешли на денежно-товарные отношения, феерический успех праздников романса - нонсенс. Однако стоит хоть раз побывать на "супершоу" какой-нибудь новоявленной поп-звезды, чтобы убедиться: деньги на сцене - еще не все. В абсолютном большинстве шлягерные звезды поют под "фанеру", причем под стопроцентную, когда и вокал, и инструментал воспроизводятся с DAT-кассеты. Певцы же только открывают рты, прыгают, пританцовывают, меняют наряды. Ставки обычно делаются на один-два раскрученных шлягера, а остальные песни бывают куда ниже уровнем... На концертах романса другие ценности. Фанера здесь не проходит! Исполнители в БКЗ пели под неповторимый аккомпанемент маэстро Михаила Аптекмана (его музицирование на таких праздниках - отдельный спектакль!), под чарующие звуки оркестра имени Соловьева-Седова, руководимого Станиславом Горковенко. Живая музыка ближе живой душе зрителя, способной откликаться не на шлягерные забойные рефрены (вроде "эти глазки - эти ласки"), а на тонкую романсовую поэзию. На "Петербургской осени" был удивительно отзывчивый, тонкий зритель, явно разбирающийся в жанре.

Бытует мнение, что концерты романса посещают "бабушки-старушки" или в крайнем случае дамы бальзаковского возраста. Мол, им близок романсовый минор! Так-то оно так, но если сравнить первый фестиваль романса с "Петербургской осенью-2000", то бросится в глаза, что публика заметно помолодела. Прелести романса открываются новому поколению, и это верный показатель "живучести" старинного жанра. И главное - пришло новое поколение исполнителей романсов на сцену! Шагнуло смело, потеснив многих старичков, внеся свои концепции, свою стилистику.

В прошлом году агентство "Русская музыка" провело конкурс "Весна романса", открыв дорогу на большую сцену таким ярким молодым именам, как Лариса Луста, Мария Людько (обе тяготеют к классическому романсу), Ольга Фадеева (ее стиль - смешение эстрады и бардовского пения, она сама пишет музыку и тексты романсов), Зара (в этой совсем юной девочке "намешано" множество талантов, но главное - она удивительно нежна, искренна на сцене). У этих певиц уже сейчас есть поклонники, но это только начало, и каждая из девушек способна стать яркой звездой российского масштаба. Праздники, фестивали романса - дело многих людей, но все нити тянутся к продюсеру - директору агентства "Русская музыка" очаровательной и хрупкой Галине Ковзель. Решая сотни организационных проблем, она может и сама прекрасно исполнять романсы. Особенно удаются Галине произведения композитора Игоря Насиковского, с которым она планирует записать компакт-диск. Ковзель является одной из ведущих радиопрограммы "Романс вчера и сегодня", а в недалекой перспективе должна стать и ведущей авторской программы романсов на ТВ.

Заслугой Галины Ковзель и ее сотоварищей можно назвать то, что после распада Ленконцерта они взяли под свою опеку авторов и исполнителей романса. В Петербурге много подлинных звезд с редкими голосами, с чувством стиля, а слышим мы их не часто. И вот теперь, с появлением праздников романса, заблистали Сергей Рыбин, Виталий Псарев, Виталий Коротаев, Михаил Луконин, Наталья Сорокина. Нашел себя в романсе и бывший солист рок-группы "Санкт-Петербург" Владимир Трушин. Интересно проявил себя как исполнитель традиционных романсов и известный актер Игорь Скляр.

Праздник романса в БКЗ поддержали промышленно-строительный банк, станкостроительный завод "Свердлов" и другие петербургские фирмы. Это принципиально важный момент: не только преуспевающие банки, но и преодолевшие кризис отечественные предприятия начали заботиться о возрождении истинных культурных ценностей. Кстати, агентство "Русская музыка" вместе со "Свердловым" недавно возобновили такую утраченную форму сотрудничества, как концерты в цехах, непосредственно на предприятиях. Словом, в Петербурге нынче сложилась новая инфраструктура жанра романса, позволяющая готовить программы на высоком творческом уровне, привлекающая и зрителей, и меценатов.

- Петербург, как был сто лет назад, так и сейчас остается столицей романса, - считает руководитель агентства "Русская музыка" Галина Ковзель.

- Все, кто побывал на концертах агентства "Русская музыка", поверили, что петербургские традиции в искусстве не погибли, поверили, что есть в жизни каждого человека любовь, весна, счастье, поверили, что мы живем в великом городе, в великой стране, - считает генеральный директор ЗАО "Станкостроительный завод "Свердлов" Игорь Насиковский.

С ними солидарен народный артист СССР, композитор Андрей Петров:

- Нам близки стремления возродить многие истинно петербургские традиции, благородство стиля, художественный вкус и особый шарм искусства Северной Пальмиры. И наша сегодняшняя музыка только выигрывает, если мы вспомним на праздниках романса еще раз эти прекрасные, всегда актуальные качества.

Михаил Антонов