www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2006-2005

"РОМАНС ВЧЕРА И СЕГОДНЯ" МИХАИЛ АПТЕКМАН

Авторская программа Галины Ковзель "Романс вчера и сегодня". Гость – концертмейстер, заслуженный артист России Михаил Аптекман.

- Миша, ты работал и записывался со многими звездами русского романса. Расскажи об интересных встречах и работах...

 - Была забавная история с записью романса "Плачет рояль". Дело было в студии Дома Радио. Я пришел по своим делам, совершенно другим. Стою в коридоре, ко мне подходит человек и говорит: «Там Валя Пономарева пишет романсы, ты не можешь помочь?» Я говорю: «Пожалуйста, только мы с ней никогда не работали. Я ее вообщем-то и не знаю». Вхожу я в студию, Валя была с двумя гитарами, но она очень хотела записать романс «Плачет рояль». Но под гитару романс «Плачет рояль»? Как-то не вяжется. Она мне напела этот романс, так как я его не слышал. Я сыграл, ушел и забыл об этом. Прошло много лет, и вдруг я увидел пластинку «Валентина Пономарева. «Плачет рояль». Михаил Аптекман – партия фортепиано». Я так и не вспомнил. Значительно позже, еще через много лет, мы познакомились с ней в Москве. И только тогда, когда она мне напомнила, как это было, я вспомнил, что, действительно, записал с ней именно в этой студии этот замечательный романс «Плачет рояль». Я очень счастлив, что мы тогда сделали эту работу, и она осталась.

- Миша, а много еще было неожиданностей в твоей жизни, в творческой работе, встречи с исполнителями?

- Были, конечно, интересные эпизоды. В этой связи я хочу сейчас вспомнить замечательного артиста, которого с нами, увы, уже нет, он ушел из жизни. Это Валентин Григорьевич Баглаенко, заслуженный артист России. Служил в Ленинградском Мюзик-Холле. Он был очень популярен, объездил весь мир, записал очень много пластинок. Причем являлся лауреатом многих конкурсов. Записал пластинку в Париже, которая широко продавалась там. С ним встреча тоже была довольно неожиданной. Мы с ним встретились в одной компании, не будучи знакомыми, на Дне рождения у нашего общего друга. И сразу подружились, после этого он поехал ко мне домой, всю ночь мы пели. Он мне пел, я играл. После этого прошло совсем немного времени, мы стали работать вместе с ним сольными концертами. Мы работали тогда в Ленконцерте. Человек он был исключительно одаренный. Он был цыган, но певцом он был, с моей точки зрения, русской школы. Все-таки не цыганской, а русской. Что подтверждает ту простую истину, что национальности и жанры никак не взаимосвязаны. Хотя его выдавал цыганский темперамент. Он был очень темпераментный артист, снимался в кино, был очень сценичен, обладал огромной энергетикой.

- Тогда разрешали петь на эстраде цыганские романсы?

- Да, конечно. Мы начали с ним работать примерно в 1982-83 году. Цыганская песня звучала уже задолго до этого. Все это звучало, все это разрешалось, и никто этому не препятствовал. Хотя в одном из городов директор филармонии на банкете сказал: «У нас очень культурный город. У нас никогда не бывали на гастролях лилипуты и цыгане». Но вообще цыганская песня была разрешена. Цыганская культура украшает русскую культуру, и русская культура очень много взяла в свое время от цыганской культуры.

- Миша, цыганскую песню любят не только у нас в стране, но и за рубежом. Эмигранты, Алла Николаевна Баянова, сколько у нее в репертуаре…

 - Алла Николаевна Баянова – это вообще особый разговор. В одной из передач мы с тобой разговаривали о шедеврах Аллы Баяновой, как огромной артистки, крупнейшей артистки, имеющей свои шедевры, неповторимые, которые после нее петь совершенно бессмысленно. И сейчас я хочу сказать не о цыганской песне, а о песне, которую написала сама Алла Николаевна Баянова. Это один из ее безусловных шедевров. Написано это было на стихи Николая Огнивцева. Это человек очень трагической судьбы, влюбленный бесконечно в Санкт-Петербург и сгинувший, насколько я знаю, в лагерях. Он уехал из России после революции, и потом вернулся. Он не мог жить без Петербурга. Это была его роковая ошибка, потому что он подверг себя репрессиям, и конец его жизни мне даже не известен. Это был удивительно талантливый человек, написавший произведение, которое называется «Санкт-Петербург». Алла Николаевна взяла этот текст, сделала свою мелодию, я сделал обработку. И мы записали это произведение. Я считаю, что это шедевр.

- А бывает, что зарубежные звезды поют русские романсы  или просто романсы?

- Разумеется. И, в первую очередь, я хотел бы вспомнить человека, которого на Западе называют императором лирической песни. Это великий французский артист Шарль Азнавур. В фильме Наумова «Тегеран-43» Азнавур спел романс, который написал французский композитор Гарвариенс «Вечная любовь». Впоследствии Наталья Кончаловская написала русский текст к этому романсу, и его спела Людмила Марковна Гурченко. По прошествию времени этот романс стали петь и наши молодые исполнители.