www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2018-2017

"ТРАДИЦИИ" (октябрь 2017)

Всероссийский ежеквартальный познавательный журнал "Традиции" (октябрь 2017)

 Страница 2        Страница 3     Страница 4

Галина Ковзель за несколько десятилетий творческой деятельности, смогла возродить, сохранить и преумножить огромный потенциал русской романсовой школы. Благодаря деятельности возглавляемого ею Фонда «Петербургский романс», с 1998 года при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга проводится ежегодный фестиваль романса «Петербургская осень», а по инициативе Андрея Петрова в 1999 году был учрежден конкурс молодых исполнителей и авторов «Весна романса».  За 20 лет существования проект стал уникальной школой русского романса, имеет более 150 лауреатов в номинации «Молодые исполнители» и более 100 победителей в номинации «Авторы романса». Среди лауреатов конкурса: Елена Ваенга, Зара, Лариса Луста, Ольга Фадеева, Евгений Южин, Сергей Зыков, Александр Бордак, Алёна Биккулова, Андрей Свяцкий, Альберт Жалилов, Наталья Михайлова, Мария Голик, Дмитрий Ковзель и многие другие. Благодаря творческой деятельности Галины Ковзель, молодые дарования получили возможность развиваться в столь  уникальном для России жанре романса. В процессе подготовки конкурса проводятся открытые консультации, мастер-классы для начинающих, занятия с педагогами и концертмейстерами, специально пишутся оркестровки для выступления лауреатов на гала-концерте в сопровождении эстрадно–симфонического оркестра.  И все это осуществляется на безвозмездной основе для участников, и держится исключительно на энтузиазме, силе духа и энергии Галины Петровны Ковзель.

 - По каким критериями вы отбираете исполнителей и какие качества, кроме умения хорошо петь, цените в них? 

- Прежде всего – это профессиональные навыки и понимание жанра романса. Можно быть прекрасным артистом в опере и оперетте, и совершенно не владеть искусством жанра романса. Это очень сложный и многогранный жанр, он включает  много направлений: старинный, классический, салонный, бытовой, цыганский, городской, современный. Всё это разновидности жанра, которые определяют манеру и подачу исполнения. Например, классические, старинные и салонные романсы исполняются в основном в акустических залах в камерном сопровождении, а городские, цыганские и современные звучат в основном в микрофон, как под рояль, гитару или ансамбль, так и в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. Причем городской и современный романс имеет в основном песенную форму и к нему относятся также вальсы, танго, легкие фокстроты и современные лирические песни. Но есть один самый главный критерий оценки – романс это или не романс? Романс никогда не имеет жесткую ритмическую сетку, он всегда поется свободно и повторить его дважды одинаково не возможно. Романс также определяется по трем критериям: наполненное содержанием слово, легко запоминающаяся мелодия и личностное исполнение.  Причем у каждого исполнителя один и тот же романс всегда звучит по разному, со своей только присущей ему эмоцией и интонацией. Романс называют исповедью души, он вызывает желание поделиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми языком музыкального слова. Это качество присуще русскому человеку, поэтому часто подчеркивают, что это, именно, «русский романс».

 - Каких зрителей хотите видеть на ваших концертах? 

- Никогда не задумывалась над этим вопросом. Все зрители, пришедшие к нам на концерт не случайные, в основном - это поклонники и любители жанра романса, интеллектуальная, культурная и изысканная аудитория, сопереживающая всему, что происходит на сцене и активно реагирующая на исполнение романсов.  Я бы сказала, самая благодарная публика, и для нас - это большая честь. Единственное, хочется пожелать, чтобы было больше молодых лиц в зале. Но, благодаря конкурсу молодых исполнителей «Весна романса», наша аудитория постоянно молодеет.

 - Трудно ли работать в Вашей команде?

- Слово «команда» мне не нравится, оно диктует слово «командир», к которому я себя не причисляю. Все эти годы я стараюсь окружать себя единомышленниками. Если наши вкусы и пристрастия сходятся, если мы понимаем друг друга, если требования к профессиональным навыкам совпадают, то тогда думаю, что все участники творческого процесса получают удовлетворение от работы, приносящей хорошие результаты и положительные отзывы. Кому трудно - тот просто уходит и занимается другим делом.   Большим другом и помощником в работе я считаю Нину Петровну Серебряную. Она прекрасный педагог по вокалу и музыкант, хорошо знает жанр романса и песни. Мы понимаем друг друга с полуслова. Я всегда вспоминаю с огромной благодарностью первого музыкального руководителя нашего проекта, блистательного концертмейстера Михаила Аптекмана, первого председателя жюри конкурса «Весна романса», выдающегося композитора Андрея Петрова, талантливого режиссера-постановщика Олега Орлова.  Они меня многому научили, помогли обрести уверенность на раннем этапе становления дела. Осенью этого года мы отмечаем 20-летний юбилей нашего романсового проекта. Юрий Лаптев, Нина Серебряная, Михаил Луконин, Юрий Крылов, Евгений Казановский, Светлана Горенкова, Татьяна Агафонова, Валентина Балабасова, Нина Парамонова, Сергей Рыбин, Наталья Вайнберг, Ольга Сафронова, Настасья Смолина – все эти замечательные люди, большие профессионалы, были со мной рядом и в трудные минуты, и в минуты радости и успеха. Они моя опора, с ними легко творить и создавать «новое».

 - Кого ещё хотите видеть среди своих единомышленников?

- Среди единомышленников хочу всегда видеть профессионалов, для которых важна не финансовая сторона, а творческая составляющая.

 - Что всегда радует?

- Радует всегда то, что получается. Когда готовишь программу, пишешь сценарий, своего рода спектакль, и если он реализуется так, как ты его задумал, зритель принял и оценил твою идею, то это - большое счастье. Вместе с моими коллегами мы всегда радуемся успехам наших молодых исполнителей, особенно когда понимаешь, что наша работа дает реальные результаты.

  - Чего не любите в людях? Чего не прощаете другим?

- Не люблю в людях необязательности, непрофессионализма, неуважения, беспринципности, хамства и обмана. Прощаешь со временем всё и всем, сложнее всего простить предательство.

 - Ваш сын стал певцом, имея перед глазами Ваш пример?

- Может и да, а может, и нет. Я, прежде всего, считаю его музыкантом, а уже потом певцом. Он с рождения – весь в музыке. Даже когда лежал в люльке и плакал, его можно было успокоить хорошей музыкой, а когда слышал фальшивые ноты – затыкал ушки. У него абсолютный слух, поэтому в 6 лет его взяли  в Хоровое училище имени Глинки, а в 21 год он уже окончил отделение хорового дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, причем с отличием. Он занимается музыкой с большим удовольствием, и это меня очень радует.  

 - По характеру он похож на Вас? Помогает?

- По характеру он очень похож на меня. Я всегда говорю, что родила своего сына в подарок себе на День Рождения, у нас разница в один день. Когда смотрю, что он делает – вижу себя со стороны. Митя очень добрый и отзывчивый мальчик, и, конечно, во всём мне помогает.

 - Что ему ближе - песня, романс или  что-то ещё, о чем не говорит?

- Ему всегда была близка эстрадная песня, он воспитан на хорошей классической зарубежной и советской эстраде, джазе, блюзе, фанке. Это у него от папы. Так, как в нашем доме всегда звучал романс, то для него этот жанр всегда был родным. Мне нравится то, что Митя никогда никого не копирует, у него индивидуальный тембр, своя интонация в голосе и своя интерпретация музыкального материала, можно сказать - свой стиль. Он с детства сочиняет, уже записал два альбома авторских песен, сам аранжирует и сам записывает в домашней студии.

 - Он в Вашем проекте? Каковы его планы?

- Да, Дмитрий Ковзель всегда принимает участие в концертах Фонда «Петербургский романс» и, причем не только, как певец, но и как пианист и музыкант, аранжировщик, звукорежиссер. Он помогает мне делать телеверсии концерта, как саунд-продюсер. В его планах развивать сольную концертную деятельность. В декабре 2016 года состоялся его первый сольный концерт «О любви немало песен сложено» с эстрадно-симфоническим оркестром Юрия Крылова в ДК им. Горького, который взял на эфир Канал «Санкт-Петербург». Вместе с созданной им группой «Ленинградские мосты» в апреле этого года с успехом прошла в Концертном зале у Финляндского вокзала его новая программа «Ходит песенка по кругу», где он выступил в роли певца, аранжировщика, пианиста, а также ведущего концерта. 2 ноября 2017 года состоится его новая программа в Концертном зале у Финляндского вокзала. Приглашаем всех!

 - Как Вы  и Дмитрий проводите редкие минутки отдыха?

- Митя любит ездить с папой на рыбалку и собирать грибы, а я люблю выращивать цветочки на даче. Это мое любимое хобби, оно меня успокаивает, отвлекает и дает самые положительные эмоции. Отмечая все наши домашние праздники, любимое занятие – музицирование: Митя - на клавишах, папа - на гитаре, а я слушаю…

 - Никогда не приходилось заниматься рукоделием? Каким, если да?

- Если называть рукоделием вязание и шитье, то с детства я обожала этим заниматься, тем более, что большого выбора одежды в моей юности не было и приходилось самой что-то придумывать. Моя тетя научила меня даже прясть пряжу и вязать носки, варежки, свитера, шапочки. Как помню, у нас была уникальная прялка, нужно было крутить ногой большое колесо и внимательно следить, чтобы нить из волокна шла ровной. У нас была старая немецкая швейная машинка, она была замечательная, и можно было на ней сшить все, что захочешь.

 - Что пожелаете читателям и журналу?

- Хочется пожелать всем больше радостей и домашнего тепла, приятных минут, гармонии во всем, спокойствия души, искренности чувств. Пусть музыка, творчество, искусство всегда окружают вас и дают силы и вдохновения. Любите друг друга!