www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2012-2011

«ВЕСЕННИЙ КРИК ДУШИ» (2012)

СПб ведомости» №70  апрель 2012г.

 У традиционного песенного фестиваля «Весна романса» с каждым годом все больше зрителей

Сегодня в БКЗ «Октябрьский» в 14-й раз состоится ежегодный гала-концерт «Весна романса», в котором примут участие победители этого года и лауреаты прошлых лет, прославленные мастера, гости и члены жюри. Идеолог этого проекта певица Галина Ковзель возглавляет фонд «Петербургский романс» и агентство «Русская музыка», помогает молодым исполнителям из разных уголков страны выйти на большую сцену. Галина Ковзель рассказала корреспонденту газеты о своеобразном юбилее: сто лет назад в Петербурге прошел первый конкурс романсов. С тех пор наш город считается столицей этого жанра.

 - Это был переломный момент в музыкальной истории города?

 - Думаю, что да. Раньше романсы звучали только в салонах. Наибольшим успехом у тогдашних слушателей пользовался бытовой романс, в этом жанре писали Глинка, Булахов, Алябьев на стихи Пушкина, Лермонтова, Апухтина.

Первый конкурс проходил в театральном зале «Пассажа», первую премию завоевала Мария Каринская. В 1930-е годы жанр ушел в подполье… Но именно из этого бытового романса сформировалась советская эстрада, благодаря творчеству Александра Вертинского, Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко, Клавдии Шульженко, Вадима Козина, Аллы Баяновой и многих других.

 - Советская эпоха породила композиторов, которые подняли жанр эстрадной песни до тех высот, где раньше находился романс…

 - В 1930-е годы романс называли буржуазной культурой и всячески запрещали, но русский народ всегда любил романсы, этот жанр не удалось загубить. Большое значение для его сохранения имели песни из кинофильмов, по настроению и лиричности близкие к романсу. Самым ярким петербургским исполнителем романсов был Валерий Агафонов. Он собирал и восстанавливал старинные ноты. Теперь эти записи – уникальный источник исполнительской школы городского романса. Потом вернулась из эмиграции Алла Баянова, до сих пор вспоминаю, как на ее концерте я, тогда совсем юная, сидела и плакала.

 - В 1990-е годы романс находился на периферии, молодежь интересовалась совсем другой музыкой, тем не менее, вы рискнули и создали конкурс именно для молодых исполнителей.

 - Наш конкурс появился в 1999 году по инициативе Андрея Петрова, в жюри мы приглашали знаменитых певцов и дали возможность ребятам из регионов проявить себя. Это сработало, с каждым годом количество участников увеличивалось. Приезжают ребята из других городов, хотят учиться, работать над собой, понимать подлинное искусство. Таких людей очень много – приходится выбирать лучших. Столько талантливых артистов живут в регионах, и всех хочется поддержать. У нас двери открыты всем и мы стараемся по мере сил.