www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2000-1998

"ВЫСОКИМ СЛОГОМ РУССКОГО РОМАНСА" (09.10.2000)

"Санкт-петербургский курьер" 9-15 ноября 2000 г.

Многоголосие индустриального мира возвращает потребность романса, поющего о простых и старых как мир истинах. Сегодня этот жанр обретает новое дыхание. Во многом благодаря петербургскому агентству "Русская музыка". Галина Ковзель - генеральный директор агентства, сама певица, не скрывает глобальных целей своего детища - возрождение лучших традиций в русской музыкальной культуре и, конечно же, романса.

- Толстой, уже, будучи стариком, сказал, что "из всех завоеваний человеческих культур… ему жаль было бы расстаться с музыкой и… вот еще - с цыганской песней". Это было в начале XX века…

- Да, тогда все романсы, которые не были салонными, назывались цыганскими. За этим названием скрывалась свободная, эмоциональная манера исполнения, искренность. Но настоящий романс и должен исполняться от души, свободно. Не случайно говорится - поет русская душа. Романс не может быть одинаков дважды, потому что романс - это то, как я сегодня могу выразить свои личные переживания, то, чем я сегодня дышу. Певец передает залу свои эмоции, а каждый слушатель чувствует переживания исполнителя и в то же время думает о своем. У него возникает ощущение, что он сам переживает. Это сродни тому, как мы приходим к другу и делимся тем, что у нас болит, горит. Поэтому романс может петь только искренний человек, здесь фальшь невозможно скрыть.

- Наверное, поэтому все концерты, конкурсы, посвященные романсу, ассоциируются с праздником, когда выплескиваются все сдерживаемые в будни чувства…

- Когда три года назад было организовано агентство "Русская музыка", чтобы помогать петербургским исполнителям, у нас родилась идея объединить петербургских исполнителей, авторов романса, всех любителей этого жанра - сделать Праздник романса. Праздник превзошел все ожидания. Честно скажу, я не думала, что Большой концертный зал "Октябрьский", а это все-таки 4000 мест, соберет на романс аншлаг. Видимо, людям нужно было это ощущение праздника. Мне тогда многие звонили и говорили, что, вернувшись после концерта домой, ставили на стол бутылочку, и праздник продолжался.

- В октябре вы провели Праздник романса "Петербургская осень". В декабре планируете юбилейный концерт романсов Андрея Петрова и рождественский концерт "Романсы и песни нашего города". А буквально на днях открылся первый музыкальный абонемент "Романс вчера и сегодня". Как возникла идея его создания?

- Уже два года каждый четверг я вместе с Михаилом Крыловым веду на петербургском радио авторскую программу "Романс вчера и сегодня", которую однажды мы решили перенести и на сцену Театра Эстрады. Получился своего рода музыкальный альманах с различными страничками, посвященными истории и современности романса. Мне показалось, что было бы интересно сделать абонемент по истории романса, в котором можно послушать романсы, но и узнать о них много интересного. В течение сезона пройдут концерты "Романс в эмиграции", "Вечер памяти Изабеллы Юрьевой", "Романс 20-х годов", "Любимые русские поэты в романсе", "Романс послевоенного периода". А в первый вечер мы отмечаем 100-летие Бориса Фомина, композитора, известнейшего в свое время и сейчас, сочинившего замечательные романсы - "Дорогой длинною", "Твои глаза зеленые", "Эх, друг-гитара!". Его судьба, как и судьба многих других композиторов, писавших в советское время романсы - Покрасса, Хайта, Прозоровского, сохранивших старинный русский романс, - печальна. Он умер от туберкулеза в тюрьме.

- Но романс - не музейный раритет, и, говоря о возрождении, вы ведь имеете в виду не только старинные романсы, какими бы шлягерами они ни были?

- Конечно, сейчас, когда пришли молодые исполнители, молодые авторы, романс зазвучал совершенно по-новому. При том, что молодежь училась на старинных романсах, невозможно петь всю жизнь только "Отцвели уж давно хризантемы в саду". Сейчас молодые от старинного романса берут отношение, чувственность, но создают новые формы, в которых, как сказал Андрей Петров, есть и элементы рока, и современный мелодизм. Потом, каждому времени должны соответствовать определенные технические возможности. Если раньше романс пелся под гитару, фортепиано, то теперь он великолепно звучит с оркестром. Совершенно иное звучание. Я была просто поражена, услышав концерт известного рок-певца Николая Носкова. То, как он пел романсы, как звучал оркестр, какие были оркестровки, как он был соединен с эстрадной группой, вообще, как все было представлено - было очень красиво и современно. И уже видно будущее романса.

- Но где же тогда грань между современным романсом и лирической эстрадной песней?

- Да, сегодня трудно провести между ними грань. И это нормально, потому что в основе русской эстрады лежит романс. Но, в отличие от романса, песня независима от личных переживания певца, исполнитель песни может представить образ, и через этот образ слушатели воспринимают произведение.

- Хорошо, возвращаясь к молодым исполнителям и авторам - как вы находите друг друга?

- После первого Праздника романса нам звонили многие: "Куда нам прийти показаться?" И тогда возникла идея конкурса "Весна романса", который проводится в номинациях "Молодой исполнитель" и "Автор романса".

- И к вам может прийти любой человек "с улицы"? Или только профессиональные певцы?

- Мы прослушиваем абсолютно всех - и профессионалов, и непрофессионалов. Но они должны понимать, что просто выйти на сцену - недостаточно. Чтобы попасть в концерт, организуемый агентством, надо быть настоящим мастером. Мы хотим гордиться нашими талантами. Должна быть видна петербургская школа. Поэтому на наших отборочных турах они проходят своеобразные мастер-классы: мы им помогаем с репертуаром, аккомпанементом. Мы, если хотите, счищаем с них шелуху, оставляя и развивая лучшее, что в них есть, чтобы на сцену они вышли уже подготовленными профессионалами. Так у нас появилась Галина Иванова, ставшая лауреатом конкурса "Весна романса".

Именно в среде музыкантов, композиторов, исполнителей, поэтов, любителей, объединившихся вокруг романса, возникает какое-то общее дыхание, благодаря которому может родиться настоящий исполнитель, появиться новый романс. Вот что самое главное.

- Именно поэтому возрождение романса связывается с Петербургом?

- Считается, что Петербург - родина романса. Отсюда были корифеи этого жанра. В Петербурге впервые на сцену вышла знаменитая Вяльцева, одна из первых исполнительница романса со сцены. В Петербургском театре "Пассаж" в 1911 году прошел первый конкурс романса. Так что не удивительно, когда москвичи называют наш город "лабораторией русского романса". Более того, как сказал мой коллега по радио Михаил Крылов: "Петербург - это красивейший архитектурный романс, и поэтому песни и романсы в Петербурге звучат особенно. Искренность и душевность сливаются в удивительной гармонии с городом. У каждого здания своя мелодия и своя неповторимая поэзия".

Город, конечно же, влияет на менталитет. История Петербурга, его уникальная архитектура накладывают отпечаток. У москвичей, которые живут среди суеты, постоянного бизнеса, складывается определенный стиль жизни. Это не значит, что они по-другому чувствуют. Но там, мне кажется, другие критерии, жизненные позиции. Мы из другого теста слеплены. И это прекрасно. Кстати, недавно на приеме у вице-губернатора по культуре Шитарева прозвучала мысль, что русский романс может стать лицом Петербурга. Пусть в Москве будет культивироваться поп-музыка, а у нас - академические жанры и романс. В самом деле, пора забыть о вечном противостоянии двух столиц, и наконец самоопределиться и развивать то лучшее, что нам надо.

- Ваша мечта объединить петербургских любителей романса уже нашла свое воплощение. А дальше?

- Я уверена, что мы будем собирать очень разную публику, и в том числе очень богатую публику, которая привыкла ходить только на VIP-концерты, на поп-звезд. Но для этого надо, чтобы романс имел возможность спокойного существования. Пока же нами не занялось государство, не взяло под свою опеку, мы входим в обойму шоу-бизнеса, и инициатива зависит только от конкретных людей. Но моя мечта, чтобы романс, как Русский музей, поддерживался государством.

Елена Боброва