www.kovzel.ruтел. (812) 571-69-52, (812) 571-14-33

2000-1998

"ВЫСОКИМ СЛОГОМ РУССКОГО РОМАНСА" (26.10.1999)

"Санкт-Петербургские ведомости". 26 октября 1999 г.        

23 октября в БКЗ "Октябрьский" состоялся гала-концерт "Петербургская осень". Лишний билетик спрашивали уже у метро. Огромный зал БКЗ был переполнен. Зрители стояли вдоль стен, толпились в проходах. Они пришли на встречу, которую давно ждали, на встречу с русским романсом.

 Сегодня мы боимся быть сентиментальными. Боимся слабости, неуверенности, сожалений. Боимся заглянуть в самих себя и понять, что слишком многое ушло, слишком многое забыто и предано.

 Что вспоминаем мы, слыша волшебные тихие звуки романса? Какие картины возникают перед внутренним взором, когда поют о первой любви, о счастье, которое ушло безвозвратно? Каждый из нас вспоминает свое, уходит в прошлое от сиюминутного, проходящего и возвращается домой, к самому себе, к своей душе. За это возвращение мы должны благодарить романс - жанр, который, оказывается, не умер, не растворился в водовороте современной агрессивной музыки, а продолжает дарить радость своим многочисленным поклонникам.

 "Праздник романса" - не просто название концерта. Это действительно праздник, на котором встречаешь давних друзей, слышишь хорошо знакомые голоса любимых артистов, погружаешься в спокойную доверительную атмосферу, без которой существование романса невозможно. Огромный зал БКЗ "Октябрьский", вроде бы совершенно не приспособленный для восприятия такого камерного, сокровенного жанра, как романс, неожиданно стал уютным и теплым. Режиссер-постановщик Николай Полищук и худижник Валентин Савчук создали на сцене БКЗ прекрасный, может быть, чуть-чуть грустный мир Петербурга.

 В первом отделении, посвященном в основном старинному русскому романсу, зрители переносились на освященные улицы вечернего города, когда Петербург перестает быть парадным и блестящим и становится уютным и загадочным. Темнеющее вечернее небо, фасады зданий, светящиеся окошки, летняя зелень и, конечно же, скамейки, на которых так хорошо говорить или просто мечтать о любви, - все это создавало настроение, без которого невозможно восприятие романса. Народные артистки России Валентина Пономарева и Рубина Калантарян, заслуженные артистки России Людмила Сенчина, Таисия Калинченко, Марина Капуро, Лауреаты всероссийских и всесоюзных конкурсов Эдуард Боксер и Галина Ковзель, Светлана Мудрецова и Виталий Псарев, Михаил Луконин, "Кавалер-дуэт" Владимира Балагина и Анатолия Коптева и многие другие исполняли в сопровождении оркестра имени В.П. Соловьева-Седова телерадиокомпании "Петербург" под управлением народного артиста России Станислава Горковенко и аккомпанемент фортепиано и гитары не только старинные, хорошо известные всем романсы. На суд зрителей были представлены премьеры - романсы "Гусарский мундир", "Летний вечер", "Романс на прощание", "Торжественный час", "Камин".

 Второе отделение "Петербургской осени" было посвящено эмигрантскому и современному романсам. В уютной и домашней атмосфере гостиной, где ярко горящие свечи лишь подчеркивают темноту ночи за окном, звучали слова любви и тоски по России. России, которая сегодня возвращается к нам из песен. На протяжении всего вечера (а длился он четыре с лишним часа!) зрители встречали и провожали исполнителей громкими аплодисментами, криками "Браво!". Обсуждения, обмен мнениями, споры о том, чье исполнение было более профессиональным, а чье более эмоциональным, не прекращались и в антракте.

После концерта зрители выходили из БКЗ "Октябрьский" в сырой осенний петербургский вечер. Отзвучали последние звуки романса, закончился праздник, но осталось в душе что-то, что мы вспомнили о самих себе, о нашей жизни.

 

Екатерина Слепышкова